ЛИСТОВОЕ ТИСНЕНИЕ 

Что нужно знать для расчета

1. Вид тиснения (блинтовое, конгревное, фольгой)

2. Тираж

3. Размер изделия или заготовки.

4. Размер оттиска

5. Тип и цвет фольги

БЛИНТОВОЕ (СЛЕПОЕ) ТИСНЕНИЕ

Самый древний вид горячего тиснения. Берет свое начало с практики клеймения скота тавром.

Обычно блинтом тиснят натуральную и искусственную кожу, толстые картоны как в листах, так и уже в готовых изделиях, например, ежедневниках, папках, футлярах, портмоне и т.п..

Эффекты блинтового тиснения:

• Глубокий рельеф. 

• Естественное потемнение цвета материала под воздействием температуры 

Рекомендации:

Глубокий рельеф на бумагах можно получить только при достаточной толщине. На стоит делать блинт на бумагах и картонах плотность менее 200 г/м2 - эффекта не будет.

Бумаги и картоны не меняют цвет при температурах, доступных для тиснильных прессов.

Узнать поменяет ли натуральная кожа цвет под воздействием температуры можно только после пробы. 

Дерево и похожие материалы не годятся для блинтового тиснения. Температуры не хватает для изменения цвета древа..

ТИСНЕНИЕ ФОЛЬГОЙ

При этом виде тиснения рисунок переносится с клише на материал через фольгу. У фольги есть термоактивируемый слой клея, который закрепляет ее на материале в месте соприкосновения с клише, в результате чего оттиск приобретает цвет и блеск фольги.

Фольги различаются на металлизированные и пигментные. 

Металлизированные блестят. Когда речь заходит о тиснении фольгой чаще всего имеются в виду глянцевые (зеркальные) золото и серебро. Менее известно, что золото и серебро могут быть матовыми. Есть цветные металлики: красный, голубой, синий, черный, зеленый, медный (оранжевый), розовый и некоторое более сложные оттенки. Ещё одна разновидность металликов - дифракционные (голографические). Их отличительная особенность - эффект "переливания" цвета при изменении угла обзора. Дифракционые фольги без узора бывают золотые, серебрянные и прозрачные. У фольг с узором выбор оттенков побогаче - кроме золота и серебра можно найти фольгу красного, голубого, сиреневого цвета. Сами узоры также разные: "песок", "кристаллы", "волна", "сердечки", "капли", "звездочки", "магма", "пузыри", "роса", "конфетти", "джунгли".

Пигментные фольги блеска не имеют и на первый взгляд практически неотличимы от оттиска краской.  В каких же случаях имеет смысл предпочесть тиснение пигментной фольгой?

При печати по цветных дизайнерским бумагам особенно темных оттенков. Обычные светлые краски в таких случаях приобретают оттенок бумаги, поскольку предназначены для печати по белому фону. Чтобы светлые краски были насыщенными, приходится сначала печатать белую подложку. Пигментная фольга имеет блокирующий слой, что позволяет сохранять насыщенный цвет даже при нанесении на черный фон.

• При печати по материалам толщиной более 0,5-0,7 мм. Большинство цифровых и офсетных печатающих устройств не предназначены для толстых материалов, поэтому выбор лежит между тиснением и шелкографией.

• Когда нужно добавить "дороговизны". В отличие от офсетной, лазерной, струйной и шелкотрафаретной печати оттиск фольгой имеет рельеф, что выглядит и ощущается "богаче" по сравнению с печатью краской.

Возможные проблемы:

Тиснение фольгой по небелым бумагам. То, насколько качественно фольга закрепляется на запечатываемом материале, зависит от того, как совпадает "химия" клеевого слоя конкретной фольги и материала.  Большинство марок фольги лучше всего "заточено" на тиснение по белой бумаге, чей химический состав более менее идентичен у разных марок бумаги. Когда встает необходимость тиснить по цветным бумагам и картонам, при изготовлении которых применяются различные красители, клей может не закрепляться на конкретной марке бумаги. 

КОНГРЕВ

Конгревное тиснение позволяет поднять часть иллюстрации над поверхностью в результате чего изображение приобретает рельеф, становясь выпуклым. Форма рельефа задается специальным клише (матрицей) и контрштампом (патрицей), между которыми зажимается материал. 

Конечный рисунок может быть много- или одноуровневым (все составляющие картинки имеют одинаковую высоту и лежат в одной плоскости). Многоуровневый конгрев выглядит более презентабельно, но требует высококачественного клише.

Часто конгрев совмещают с оттиском фольгой, выборочным лаком или конкретным изображением.